Тайм-менеджмент для самых маленьких: Как научить ребенка правильно распоряжаться своим временем

Сегодня на целый день оставил детей одних: пришлось уезжать по делам. бабушка не верила, что они способны целый день просидеть вместе и не подраться. Старшему 10, младшему 7, оба на семейном образовании. Семейное образование — это когда родители сами организуют учебный процесс, а школа только принимает аттестацию.

Вернувшись к вечеру, обнаружил: все уроки выучены, сидят мирно, играют в настольную игру «Охотники и собиратели». На «уроке труда» младший сделал старшему закладку в книгу. Старший проверил у младшего все задания, нашёл две ошибки. Носы не разбиты, посуда помыта. Пришлось накормить арбузом.

Сегодня они сами организуют свой образовательный процесс: определяют, какие именно уроки будут делать, в каком объёме, в какой последовательности, а так же сами определяют время отдыха между занятиями. В этой публикации я расскажу о том, как прививал старшему навыки тайм-менеджмента, когда он, ещё будучи школяром, крайне неэффективно распоряжался временем вследствие своей рассеянности, от чего страдала его продуктивность и моя нервная система.

Все ниженазванные принципы в контексте воспитания подчинены одной идее: идее самоорганизации. Это означает, что не нужно за детей организовывать их время. Нужно дать им навыки этой организации и предоставить ими воспользоваться самостоятельно. Пока родители говорят детям когда и что им делать, дети остаются детьми. Я объяснял, показывал на своём примере, а потом предлагал сыну проявить инициативу и самостоятельно распланировать своё время в соответствии с тремя следующими принципами.

Тайм-менеджмент для самых маленьких

1. Закон ритма.

Первое, что я внедрил в сознание своего сына — это представление о ритме. Всё в нашем мире подчинено этому закону, и там, где ритм выстроен наиболее гармонично, наблюдается рост и процветание. Учёба не является исключением. Домашнее задание не должно превращаться в изматывающий марафон. Закон ритма предполагает отдых после школы, а потом выполнение домашних заданий отрезками максимальной интенсивности с перерывами между ними.

Выполняя задание по одному предмету, ребёнок сам определяет себе время для отдыха, а по его истечении переходит к следующему предмету. Это прививает навык следить за часами, а так же обучает умению делить «слона» на части. По опыту скажу, что даже взрослые часто этими элементарными навыками не обладают. Тем паче донести их важность до детского сознания.

2. Принцип приоритета.

Согласно принципу приоритета в первую очередь выполняются самые трудные задачи, так как они требуют большого сосредоточения. Дети интуитивно уклоняются от нагрузки, оставляя сложное напоследок. Это приводит к неоправданному затягиванию времени выполнения уроков. Осознание того, что самое трудное ещё впереди, энтузиазма не добавляет. И напротив, если самый сложный отрезок пути пройден, всё остальное делается легче и быстрее.

3. Принцип запаса времени

Как правило, дети выполняют те уроки, которые им нужно сдать на следующий день. Это создаёт ситуацию, при которой внезапно возникают завалы, так как недельное расписание не гарантирует равномерную нагрузку. Дети должны сами уметь планировать в рамках недели и в те дни, когда домашнего задания относительно немного, выполнять ещё и уроки «про запас». Таким образом, они сами себе создают те гарантии в управлении времени, которые позволяют им всё успевать и не засиживаться с заданием допоздна.

Этих трёх принципов оказалось достаточно, чтобы сформировать азы культуры управления временем. А чтобы простимулировать в ребёнке их реализацию, я принял следующие меры.

Что зависит от родителей

1. Мотивация.

У каждого ребёнка есть то, что ему нравится делать. Современным детям нравится играть в компьютерные игры. Мои сегодня на компьютере не играют. Но во время описываемых событий, такое желание у них было. Мы культивировали правило: игра длится 40 минут. Но чтобы получить эти 40 минут, нужно было отчитаться по домашнему заданию.

Скажу сразу: я не проверял результаты домашних заданий ни по русскому, ни по математике. Сын проверял себя сам. Я принимал у него выученные наизусть стихи, пересказы и прочую гуманитарность. Почему я отказался от проверки? Я сделал это намеренно, однажды поняв, что проверяя у него домашнюю работу, я его расхолаживаю, приучая к мысли о том, что ошибки допускать можно — папа найдёт. Когда я это понял, то объяснил как делать самопроверку, и дело пошло на лад.

2. Отбой.

С расписанием у нас строго. Ужин в 20.30, отбой в 21.30. Несмотря ни на что. Даже если не сделаны уроки. Потому что сон важнее уроков. Потому что по ночам учатся и работают те разгильдяи, что не смогли грамотно организовать дневное время. Не успел — получай двойку.

Зная, что растянуть время выполнения домашнего задания не получится (а ведь хочется ещё и поиграть), ребёнок проявляет должную сосредоточенность и завидную мотивацию.

Сегодня я вижу, что все мои усилия не пропали даром. Находясь на семейном образовании, старший эффективно планирует уроки на неделю вперёд, сам устанавливает время своих уроков и занимается самопроверкой. Уверен, это — крайне необходимые навыки для плодотворной взрослой жизни.

Рудияр

Тайм-менеджмент для самых маленьких: Как научить ребенка правильно распоряжаться своим временем