У папы была большая библиотека, и я часто видела своих родителей читающими. Вернее даже так, чаще всего я видела их читающими.
Дети подсматривают за родителями и перенимают их манеру проводить время. Мои родители — однозначный ролевой пример: чтение — это интересный досуг.
Моя бабушка — учительница первых классов — научила меня буквам алфавита сразу перед начальной школой. И когда я научилась читать, передо мною открылись совсем другие миры.
А какой пример своему ребенку подаю я?
Я уткнулась в телефон, а папа — в планшет. У современных гаджетов много функций, можно играть в игры, смотреть фильмы, читать, писать статьи, фотографировать.
А книжка — это книжка, она предназначена только для чтения.
Моя дочь пошла в первый класс, и я беспокоюсь, полюбит ли она читать.
В наше время конкуренции с играми на компьютере и развлекательными передачами по телевизору было не было.
А передо мною стоит сложная задача — увлечь дочь в страну воображения.
Каждый день первоклассница должна читать 10 минут любых произведений, рекомендуемых ее возрасту.
Школа советует Корнея Ивановича Чуковского, что нам очень подходит — на дни рождения ей дарили много разных иллюстрированных книг этого автора.
Я понимаю, что дело в самой механике — сейчас научиться читать по слогам, а потом терпение и труд все перетрут — научиться читать бегло.
Но люди же не просто читают, мы осмысливаем информацию в процессе чтения.
Как ей помочь научиться не просто механически проводить эти 10 минут, чтобы отвязаться от назойливой мамы, а еще и увлечь процессом?
Я объясняю Вере, что такой таймер: засекаю 10 минут, по истечению которых она услышит мелодию и урок будет окончен.
Вера сама выбирает стихотворение «Чудо-дерево» — очень странное стихотворение на мой взгляд, но она его выбрала сама, и мы начинаем.
Чтение занимает пять минут. И что же дальше?
А дальше я ставлю таймер на паузу.
Я прошу рассказать, что же она запомнила… да ничего она не запомнила. Она увлеклась сложением слогов в слова. И звуками своего голоса, наверное.
Переключаю ее внимание на иллюстрации — детские книжки богаты на красивые картинки. Но в тексте много действия, а картинки — статичны.
Я объясняю ей, что на самом деле рисунок может «обманывать» — он не дает полной информации о произведении. Поэтому так важно, читая, осмысливать информацию.
Мы также проходим все незнакомые слова: что такое гамаши и как выглядит «плешь».
Большое спасибо людям, которые изобрели телефон, сотовую связь и интернет, я тут же нахожу описание слов и наглядные к ним картинки.
У нас осталось еще 5 минут для чтения. И я предлагаю Вере вновь прочитать то же самое стихотворение, но предварительно задаю ей вопросы:
- Как зовут дядю, который изображен на картинке?
- Что растет в огороде (ведь это стихотворение про чудо-дерево)
- Что на самом деле папа и мама делают в саду?
Верунька героически заходит на второй круг. И бодро отвечает на вопросы.
Я унимаю свою тревогу и изобретаю алгоритм чтения с ребенком:
- Я устанавливаю таймер, ребенок выбирает стихотворение.
- Ребенок читает кусочек текста. Я ставлю таймер на паузу.
- Мы обсуждаем новые слова, находим их значение и наглядные примеры. Я прошу пересказать значение новых слов самостоятельно.
- Ребенок рассказывает, что он видит на иллюстрациях к тексту.
- Я придумываю новое задание к произведению: вопросы, на которые ребенок должен ответить — фокусирую ее.
- Ребенок читает тот же самый кусочек текста еще раз и отвечает мне на вопросы.
- Перемена!
Правда, на следующий день «Вера сломалась» и я вместе с нею. «Не хочу читать!» — сказал ребенок, а я не хочу ее уговаривать читать.
Не хочешь читать, не надо — залезь на диван, укройся одеялком и сиди. Просто сиди. Без мультиков, игрушек и рисования в альбоме.
Непоседливому ребенку сложно выдержать подобное наказание ничегонеделанием. И через какое-то время я услышала, как она читает вслух, самостоятельно и без таймера.
Что мне придется «изобретать» в следующий раз — я пока не догадываюсь.
Но здравствуй, школа!
Мы вернулись, и теперь нас уже двое!